Социальные сети и подросток: родителям важно знать. Часть 2


Говорить о социальных сетях можно бесконечно долго. Это довольно обширная и многогранная тема. 

В статье «Социальные сети и подросток: родителям важно знать» были представлены данные социологического опроса: время, проводимое школьниками средних и старших классов в соцсетях, мотивы посещений, предпочтения пользователей, обсуждаемая тематика, отличия общения в виртуальной жизни от реальной.

Говорят аналитики

Обратим внимание на стратификационный (семейно-родственный, социально-имущественный), гендерный факторы.

В продолжение темы интересны такие аспекты: особенности пользования соцсетями городскими и сельскими подростками, детьми из семей разного уровня достатка.

Разобраться в этих вопросах помогут результаты исследований.

Сравнивая ответы мальчиков и девочек, которые живут в городе и деревне, наблюдается следующее:

  • интернет-аудитория среди горожан больше (94,5 % против 86,2 %);
  • сходность приоритетности тех или других источников информации;
  • частота называния сельскими ребятами фактически всех ресурсов получения сведений гораздо ниже.
Наиболее частые мотивы пользования социальными сетями городскими школьниками Количество школьников, в %
город село
возможность пообщаться 62,8 49,0
быть в курсе последних событий 47,4 38,6
желание развлечься 47,6 35,7

Таким образом, можно утверждать, что информационное пространство деревенских детей значительно скуднее. Это относится как к средствам массовой информации и Интернету, так и к общению с родителями. 

Сравнение ответов. По материальному положению семей: 

Значимые источники информации подростков, в % Семьи
низкообеспеченные
(80,2 % пользователей)
средне- и высокообеспеченные
(90,6 % пользователей)
книги 51,9 57,6
учебники 38,7 47,0
уроки в школе 50,9 57,4
родители 56,6 63,3
друзья 50,0 37,2
соцсети 48,1 35,3

Как видим, общение со сверстниками играет большую роль в социализации сельских несовершеннолетних. Взросление их происходит в большей мере в процессе освоения правил жизнедеятельности подростковой субкультуры, а не культурных эталонов, прививаемых в школе.

Заметим, что ни образовательный, ни материальный статус семей существенно не влияет на выбор тех или иных источников информации. 

Поэтому имеются достаточные основания полагать, что в настоящей социальной обстановке различия в материальном положении имеют немаловажное значение в становлении школьника как личности.

Мотивы пользования социальными сетями школьниками из семей с разным материальным положением, в % Семьи
низко
обеспеченные
средне
обеспеченные
высоко
обеспеченные

возможность общения 52,8 64,5 61,4
получение необходимой информации 30,2 42,6 40,5
скука 44,3 35,2 33,1
желание развлечься 33,0 44,7 45,1
сложности и конфликты в реальной жизни 23,6 6,6 6,9
позитивные возможности реализации желаний и целей, недоступных в реальной жизни (экскурсии,путешествия, флирт и т.д.) 12,3 6,6 8,8

Из приведённых ответов можно судить об имеющихся принципиальных различиях в эмоциональной оценке своего общественного положения, уровня удовлетворения социально-экономическими и духовными потребностями детьми с низким материальным статусом по сравнению со средним и высоким.

Выбор мотивов школьников из малообеспеченных семей указывает на недостаточную сформированность позитивных жизненных установок, желание решать свои проблемы и удовлетворять культурные потребности в виртуальном мире.

Общение в сетях мальчиков и девочек

Обсуждаемая тематика Количество, в %
девочки мальчики
просто болтаю 68,8 60,7
учёба 41,8 37,8
обсуждение своих проблем и переживаний 31,0 16,1
искусство 23,4 14,4
спорт 15,0 28,2
политика 3,9 19,9
флирт 10,2 14,9

Более частые мотивы среди обоих полов

Мотивы пользования социальными сетями Количество, в %
девочки мальчики
возможность пообщаться 62,8 58,5
быть в курсе последних событий 53,1 44,3
желание развлечься 38,1 51,9
стремление овладеть новыми навыками 13,8 18,7
возможность заработать деньги 10,5 3,5

По представленным данным можно сделать вывод, что полученные различия в тематике отвечают гендерным особенностям жизненных приоритетов.

Подведём итоги.

Гендерные, стратификационные факторы оказывают влияние на особенности сетевого общения школьников

Родителям советуем внимательно изучить материалы статьи, чтобы чётко представлять и иметь возможность обсуждать данную тему с ребенком, правильно направлять свои воспитательные воздействия.

На главную страницу блога