- Наши IT-площадки
По любым вопросам пишите и звоните:
Говорить о социальных сетях можно бесконечно долго. Это довольно обширная и многогранная тема.
В статье «Социальные сети и подросток: родителям важно знать» были представлены данные социологического опроса: время, проводимое школьниками средних и старших классов в соцсетях, мотивы посещений, предпочтения пользователей, обсуждаемая тематика, отличия общения в виртуальной жизни от реальной.
Обратим внимание на стратификационный (семейно-родственный, социально-имущественный), гендерный факторы.
В продолжение темы интересны такие аспекты: особенности пользования соцсетями городскими и сельскими подростками, детьми из семей разного уровня достатка.
Разобраться в этих вопросах помогут результаты исследований.
Сравнивая ответы мальчиков и девочек, которые живут в городе и деревне, наблюдается следующее:
Наиболее частые мотивы пользования социальными сетями городскими школьниками | Количество школьников, в % | |
город | село | |
возможность пообщаться | 62,8 | 49,0 |
быть в курсе последних событий | 47,4 | 38,6 |
желание развлечься | 47,6 | 35,7 |
Таким образом, можно утверждать, что информационное пространство деревенских детей значительно скуднее. Это относится как к средствам массовой информации и Интернету, так и к общению с родителями.
Значимые источники информации подростков, в % | Семьи | |
низкообеспеченные (80,2 % пользователей) |
средне- и высокообеспеченные (90,6 % пользователей) |
|
книги | 51,9 | 57,6 |
учебники | 38,7 | 47,0 |
уроки в школе | 50,9 | 57,4 |
родители | 56,6 | 63,3 |
друзья | 50,0 | 37,2 |
соцсети | 48,1 | 35,3 |
Как видим, общение со сверстниками играет большую роль в социализации сельских несовершеннолетних. Взросление их происходит в большей мере в процессе освоения правил жизнедеятельности подростковой субкультуры, а не культурных эталонов, прививаемых в школе.
Заметим, что ни образовательный, ни материальный статус семей существенно не влияет на выбор тех или иных источников информации.
Поэтому имеются достаточные основания полагать, что в настоящей социальной обстановке различия в материальном положении имеют немаловажное значение в становлении школьника как личности.
Мотивы пользования социальными сетями школьниками из семей с разным материальным положением, в % | Семьи | ||
низко обеспеченные |
средне обеспеченные |
высоко обеспеченные |
|
возможность общения | 52,8 | 64,5 | 61,4 |
получение необходимой информации | 30,2 | 42,6 | 40,5 |
скука | 44,3 | 35,2 | 33,1 |
желание развлечься | 33,0 | 44,7 | 45,1 |
сложности и конфликты в реальной жизни | 23,6 | 6,6 | 6,9 |
позитивные возможности реализации желаний и целей, недоступных в реальной жизни (экскурсии,путешествия, флирт и т.д.) | 12,3 | 6,6 | 8,8 |
Из приведённых ответов можно судить об имеющихся принципиальных различиях в эмоциональной оценке своего общественного положения, уровня удовлетворения социально-экономическими и духовными потребностями детьми с низким материальным статусом по сравнению со средним и высоким.
Выбор мотивов школьников из малообеспеченных семей указывает на недостаточную сформированность позитивных жизненных установок, желание решать свои проблемы и удовлетворять культурные потребности в виртуальном мире.
Обсуждаемая тематика | Количество, в % | |
девочки | мальчики | |
просто болтаю | 68,8 | 60,7 |
учёба | 41,8 | 37,8 |
обсуждение своих проблем и переживаний | 31,0 | 16,1 |
искусство | 23,4 | 14,4 |
спорт | 15,0 | 28,2 |
политика | 3,9 | 19,9 |
флирт | 10,2 | 14,9 |
Мотивы пользования социальными сетями | Количество, в % | |
девочки | мальчики | |
возможность пообщаться | 62,8 | 58,5 |
быть в курсе последних событий | 53,1 | 44,3 |
желание развлечься | 38,1 | 51,9 |
стремление овладеть новыми навыками | 13,8 | 18,7 |
возможность заработать деньги | 10,5 | 3,5 |
По представленным данным можно сделать вывод, что полученные различия в тематике отвечают гендерным особенностям жизненных приоритетов.
Гендерные, стратификационные факторы оказывают влияние на особенности сетевого общения школьников
Родителям советуем внимательно изучить материалы статьи, чтобы чётко представлять и иметь возможность обсуждать данную тему с ребенком, правильно направлять свои воспитательные воздействия.
На главную страницу блога