Социальные сети и подросток: родителям важно знать

Необходимость быстрого обмена информацией между машинами явилась следствием бурного технического прогресса и освоения цифровых технологий.  В результате этого революционного развития и появилась сеть Интернет.

Возникновение социальных сетей

Оказалось, что обмениваться разными сведениями и общаться в цифровом мире людям было увлекательнее и значительно важнее по сравнению с машинами. Открылась такая возможность коммуникации для взрослых и детей в девяностые годы XX века.

Интернет-пользователи по основной цели выхода в сеть

Возраст 6-10 лет 11-15 лет 14-24 лет
Общение в социальных сетях, количество, в % 42,4 85,9 97,0

Источник: Информационное общество в Республике Беларусь: статистический справочник.

С увеличением возраста число посещающих соцсети снижается и составляет 49% в возрастной группе от 30 до 49 лет, 16,4% – для людей от 50-ти и старше.

По данным исследования в 2020 г. белорусской интернет-аудитории компанией #DB3 по заказу Ассоциации интерактивной рекламы IAB: из опрошенных подростков 14-17 лет около 89% пользуются соцсетями ежедневно, 10% – несколько раз в неделю. 

Время ежедневного пользования

Время, проводимое в сетях Количество, в % 
5 класс 11класс
Более 5 ч 6,3 17,7
3-5 ч 7,4 15.3
1-3 ч 32,4 46,7
Меньше 1 ч 43,4 18,3
Не пользуюся социальными сетями 10,5 2

Как видно, чем старше школьники, тем виртуальное общение становится продолжительнее.

Рассмотрим данные социологического опроса 2074 учащихся (Центр социологии образования Института управления образованием РАО)

Мотивы

Мотивы пользования социальными сетями

Место Количество, в %
Возможность пообщаться 1 63,6 
Быть в курсе последних событий 2 48,9
Развлечься 3 44,7
Получить необходимую информацию 4 41,4
Скука 5 36,4
Познакомиться с новыми людьми 6 30,4
Повысить образовательный уровень 7 19,0
Овладеть новыми навыками 8 16,1
Выразить свою точку зрения 9 15,5
Позитивные возможности реализации желаний и целей, недоступных в реальной жизни (экскурсии, путешествия, флирт и т.д. ) 10 7,5
Возможность заработать 11 6,9

Предпочтения пользователей 15-24  лет

Рейтинг популярности Социальная сеть Количество, в %
I Вконтакте 83
II Instagram 79
III TikTok 33
Facebook 26
Одноклассники 19
Другие

 Отличия от общения в виртуальной жизни от реальной

Особенности общения подростков в социальных сетях Количество, в %
Можно быть наиболее искренними с собеседником 32,9
Можно быть самим собой 30,8
Возможность прекратить в любой момент неприятное общение 27,6
Возможность поговорить на волнующие темы 23,2
Можно более откровенно выражать свое мнение о собеседнике 16,8
Возможность скрыть свой реальный образ 16,8
Можно создать свой образ, отличающийся от реального 15,2
Возможность быть более раскрепощённым 14,1
Возможность говорить на темы, на которые стесняешься говорить с друзьями и взрослыми 12,4
Можно оставаться независимым и избежать наказания 8,5

Ответы показывают, что на первый план выходит психологическая безопасность, позволяющая обсуждать некоторые «запретные», но волнующие подростка темы в реальном мире. Кроме этого – возможность самопрезентации.  

Обсуждаемая тематика

Содержание общения Количество, в %
7 класс 9 класс
Обсуждение переживаний и проблем 23,1 30,0
Отношения между людьми 18,8 24,8
Романтика и флирт 9,8 17,9

При переходе от младшего к старшему подростковому возрасту наблюдаются существенные изменения тематики общения, что связано с возрастанием значимости этих трёх тем. Эта динамика сохраняется и к 11 классу.

Анализ приведённых выше данных позволяет отметить положительные моменты сетевого общения школьников: удовлетворение их ситуативных потребностей. 

Негативные аспекты

Риски общения в социальных сетях Количество, в %
Мошенничество 74,5
Оскорбления и давление со стороны других пользователей 45,8
 Шантаж 42,6
Сексуальные домогательства 36,4
Оглашение личной информации 33,3
Преследование в реальной жизни 17,9

Таким образом, сами несовершеннолетние оценивают пространство соцсетей как зону повышенного риска. Некоторые моменты вызывают у них раздражение, что связано с различными формами проявления агрессии: безнаказанность и грубость, навязчивость других пользователей и ощущение слежки.   

Если смотреть в целом, в социально-психологическом ракурсе, осуществляется перенос в сеть из реальной жизни характера ролевого поведения и социального статуса среди ровесников, конфликты подростка. 

Надо отметить также:

  • снижение учебной мотивации с 13-14 лет, так как школа перестает быть источником интересной и полезной информации (на уроках, от учителей, из учебников);
  • при переходе в старшую школу дети всё меньше прислушиваются к советам родителей, а больше доверяют интернету, социальным сетям и друзьям.

Подводя итоги, можно сделать выводы относительно сетевого общения подростков: 

  • оно играет важную роль и занимает большую часть свободного времени школьника; 
  • побудительные мотивы, содержание и характер интенсивности пользования сетями изменяются с возрастом;
  • с одной стороны, школьники реализуют творческую активность, удовлетворяя свои возрастные потребности, с другой – их подстерегает опасность стать жертвой агрессии, мошенничества, преследования.
На главную страницу блога