- Наши IT-площадки
По любым вопросам пишите и звоните:
Необходимость быстрого обмена информацией между машинами явилась следствием бурного технического прогресса и освоения цифровых технологий. В результате этого революционного развития и появилась сеть Интернет.
Оказалось, что обмениваться разными сведениями и общаться в цифровом мире людям было увлекательнее и значительно важнее по сравнению с машинами. Открылась такая возможность коммуникации для взрослых и детей в девяностые годы XX века.
Возраст | 6-10 лет | 11-15 лет | 14-24 лет |
Общение в социальных сетях, количество, в % | 42,4 | 85,9 | 97,0 |
Источник: Информационное общество в Республике Беларусь: статистический справочник.
С увеличением возраста число посещающих соцсети снижается и составляет 49% в возрастной группе от 30 до 49 лет, 16,4% – для людей от 50-ти и старше.
По данным исследования в 2020 г. белорусской интернет-аудитории компанией #DB3 по заказу Ассоциации интерактивной рекламы IAB: из опрошенных подростков 14-17 лет около 89% пользуются соцсетями ежедневно, 10% – несколько раз в неделю.
Время, проводимое в сетях | Количество, в % | |
5 класс | 11класс | |
Более 5 ч | 6,3 | 17,7 |
3-5 ч | 7,4 | 15.3 |
1-3 ч | 32,4 | 46,7 |
Меньше 1 ч | 43,4 | 18,3 |
Не пользуюся социальными сетями | 10,5 | 2 |
Как видно, чем старше школьники, тем виртуальное общение становится продолжительнее.
Рассмотрим данные социологического опроса 2074 учащихся (Центр социологии образования Института управления образованием РАО)
Мотивы пользования социальными сетями |
Место | Количество, в % |
Возможность пообщаться | 1 | 63,6 |
Быть в курсе последних событий | 2 | 48,9 |
Развлечься | 3 | 44,7 |
Получить необходимую информацию | 4 | 41,4 |
Скука | 5 | 36,4 |
Познакомиться с новыми людьми | 6 | 30,4 |
Повысить образовательный уровень | 7 | 19,0 |
Овладеть новыми навыками | 8 | 16,1 |
Выразить свою точку зрения | 9 | 15,5 |
Позитивные возможности реализации желаний и целей, недоступных в реальной жизни (экскурсии, путешествия, флирт и т.д. ) | 10 | 7,5 |
Возможность заработать | 11 | 6,9 |
Рейтинг популярности | Социальная сеть | Количество, в % |
I | Вконтакте | 83 |
II | 79 | |
III | TikTok | 33 |
26 | ||
Одноклассники | 19 | |
Другие |
Особенности общения подростков в социальных сетях | Количество, в % |
Можно быть наиболее искренними с собеседником | 32,9 |
Можно быть самим собой | 30,8 |
Возможность прекратить в любой момент неприятное общение | 27,6 |
Возможность поговорить на волнующие темы | 23,2 |
Можно более откровенно выражать свое мнение о собеседнике | 16,8 |
Возможность скрыть свой реальный образ | 16,8 |
Можно создать свой образ, отличающийся от реального | 15,2 |
Возможность быть более раскрепощённым | 14,1 |
Возможность говорить на темы, на которые стесняешься говорить с друзьями и взрослыми | 12,4 |
Можно оставаться независимым и избежать наказания | 8,5 |
Ответы показывают, что на первый план выходит психологическая безопасность, позволяющая обсуждать некоторые «запретные», но волнующие подростка темы в реальном мире. Кроме этого – возможность самопрезентации.
Содержание общения | Количество, в % | |
7 класс | 9 класс | |
Обсуждение переживаний и проблем | 23,1 | 30,0 |
Отношения между людьми | 18,8 | 24,8 |
Романтика и флирт | 9,8 | 17,9 |
При переходе от младшего к старшему подростковому возрасту наблюдаются существенные изменения тематики общения, что связано с возрастанием значимости этих трёх тем. Эта динамика сохраняется и к 11 классу.
Анализ приведённых выше данных позволяет отметить положительные моменты сетевого общения школьников: удовлетворение их ситуативных потребностей.
Риски общения в социальных сетях | Количество, в % |
Мошенничество | 74,5 |
Оскорбления и давление со стороны других пользователей | 45,8 |
Шантаж | 42,6 |
Сексуальные домогательства | 36,4 |
Оглашение личной информации | 33,3 |
Преследование в реальной жизни | 17,9 |
Таким образом, сами несовершеннолетние оценивают пространство соцсетей как зону повышенного риска. Некоторые моменты вызывают у них раздражение, что связано с различными формами проявления агрессии: безнаказанность и грубость, навязчивость других пользователей и ощущение слежки.
Если смотреть в целом, в социально-психологическом ракурсе, осуществляется перенос в сеть из реальной жизни характера ролевого поведения и социального статуса среди ровесников, конфликты подростка.
Надо отметить также: