Создание игры в Скретч

Создание игры в Scratch может стать первым шагом при обучении ребенка возрастом восемь+ востребованной на сегодня профессии программиста. В этом смысле платформа считается одной из лучших для обучения начинающих программистов посредством блочного кодирования.

Существует много языков программирования. Все же детям, подросткам лучше начинать программирование с тех программ, где предусматривается создание игровой ситуации, объекты либо герои меняются, передвигаются, между ними есть взаимодействие. К таковым как раз относят Scratch.

Узнаем далее, как сделать простую игру в скретч.

Особенности

Интересно узнать, на чем основывается платформа Scratch. Своеобразным фундаментом ее служит не текстовое описание алгоритма работы, а графическое. Создавать программу для script (то есть объекта) поможет совмещение графических блоков. Подготовив последние, следует перетащить их в поле, где будет создаваться программа с последовательностью действий (скрипта). Перетаскивание осуществляется с левого поля.

графические блоки в Скретч

При этом блоки разделены на определенные виды. Среди них:

  • внешность;
  • движение
  • звучание;
  • перо (если задействуется обновленная версия программы, данный блок необходимо добавить из дополнительных. Найти можно в меню);
  • события;
  • управление;
  • сенсоры;
  • операторы.

На занятиях «Разработка на языке Scratch» в школе ITMouse ученики последовательно узнают о командах разных блоков, о том, каким образом их можно задействовать. На определенном этапе возможен переход к воплощению проекта в жизнь: настает черед создания мини-игры. 

Множество популярных компьютерных игр имеют поле для игры, являющее собой пространство, поделенное на квадраты (такая площадка схожа с доской для игры в шахматы). При этом требуется собрать те или иные предметы. Так, это могут быть:

  • звезды;
  • монетки;
  • фрукты;
  • либо что-нибудь иное.

Для большего понимания, наглядности такую игру можно назвать «Собери».

Создание сцены

Чтобы создать проект на представляемой здесь платформе, потребуется пройти определенные этапы. Их шесть.

  • Для начала создают поле. Осуществляют вход в меню «Сцена»

Создание сцены в Скретч

  • Затем заходят в «Фоны»

как сделать простую игру в скретч

  • Теперь, воспользовавшись специальными инструментами для рисования («линия», прямоугольник»), занимаются формированием поля. Площадь его будет восемь на восемь клеточек. Подобной площади хватит, чтобы создать свою первую мини-игру. Если имеется желание, добавляют текст, для чего следует задействовать кнопку «Т».

как создать игру в скретч

Расстановка объектов

Это следующий ответственный этап. В данном случае занимаются расположением разных объектов. Добовляются спрайты, которые доступны в библиотеке.

какие игры сделать на скретч

В создаваемой «игрушке» присутствуют объекты двух типов – одни, согласно условиям, требуется собрать (например, груши или яблоки), другие станут препятствиями. То, каким будет количество объектов, пользователь может решить сам, просто задав определенное число. Рекомендованный размер объектов – не более пятидесяти.

Создание героя

Продолжаем знакомство с тем, как создать игру в скретч. Теперь настал черед создания персонажа. 

В качестве такового допустимо задействование спрайта-исходника, которым выступает котенок с именем «Sprite 1». Но героем, если есть желание, также можно сделать и кого-то другого. Можно поменять и имя Спрайта.

Создание героя

На старте игрового процесса герой становится в исходную точку. Определяется она посредством координат. Если требуется, задают и начальный вектор движения. Например, «поворот в направлении девяносто».

команда повернуть в направлении Скретч

Затем, чтобы Sprite сразу шел по созданным клеткам, необходимо запрограммировать кнопки, которые будут предназначаться для управления передвижением нашего объекта (стрелочки с разными направлениями на клавиатуре: вниз, вправо, вверх, влево).

команды в игре скретч

Программирование объектов

А чтобы каждый объект мог реагировать на передвижение «персонажа», а также имел возможность изменять собственную форму, скрываться, важно совершать незначительные движения. Каким образом это можно сделать? Задаются они по такому алгоритму: «фишка» едва передвигается («делает один шаг», «секунду ожидает», «передвигается на один шаг» или «сменяет размер на пять процентов», «мгновение ожидания», «изменение размера на минус пять процентов»).

Программирование объектов скретч

Реакцию на проход персонажа задают посредством ветвления «Если – то», при этом выполняется условие «касается Sprite 1» команда «Прятаться». Запуск каждого распоряжения осуществляется по команде «флажок нажат», а также посредством цикла «Повтор всегда», поскольку неизвестно, когда конкретно персонаж коснется определенной фишки. 

«Восстановить» объекты на старте гейм-процесса можно, задав команду дополнительно.

пример команд для игры скретч

Такие команды необходимо задавать для всех объектов, которые необходимо собрать (груши, монетки либо звезды, так далее).

Программирование препятствий

На поле для игры также должны быть те объекты, что призваны сделать ее более сложной, то есть стать препятствиями. А для взаимодействия с персонажем при его попадании на определенную клетку, важно также задать им незначительное движение (по аналогии с объектами, которые собирают).

Программирование препятствий в скретч

Задавать такое взаимодействие можно разными способами. Так, препятствие может выдавать сообщения, например: «Запрет на хождение здесь», так далее. Возможен «взрыв», «переворачивание» препятствия. Задавать можно и такую команду, которая передвинет персонажа к самому старту игры, в точку-исходник. Ребенок сам может придумывать вариации.

Программирование кнопки финиш

Возможно создание кнопки «Финиш», а также размещение ее в самом конце поля. Программируют эту кнопку, как и предыдущие объекты. Отличаться будут лишь команды, выполняемые при реакции на проход Спрайта. Так, задать можно следующее: «Следуй на очередной уровень». Кнопка при этом может мерцать либо вовсе сменить цвет и так далее. Ребенок в данном случае может максимально задействовать собственное воображение, вволю фантазировать.

Скретч программирование кнопки финиш

Теперь когда игра полностью готова, она должна хорошо работать. Но если ощущение такое, словно чего-то не достает, стоит обратиться к дополнительным расширениям.

Добавление дополнительных расширений

Когда имеется управляемый герой, поставлена рабочая цель, проект все же можно еще улучшить. 

Стоит попробовать подключить функции в дополнение. Например, такие:

  • таймер (будет определять время, оставшееся у геймера для сбора предметов);
  • счет (число предметов, которые собраны);
  • жизни (число попыток для набивания большего количества очков).

Также можно добавлять предметы на поле (достаточно нескольких), задействовать звуковые блоки-Скретч для различных шумов и тому подобное.

Заключение

Платформу Скретч вполне справедливо считают универсальной, относят к multimedia группе развивающих сред программирования. На Scratch поддерживается функционал – введение пользовательских данных. Контроль над кодом ребенок получает почти неограниченный. Scratch-блоки можно задействовать для чего угодно: составлять интерактив-истории, создавать анимации.

Доказано на практике: такие задания ребенку выполнять в радость, его не нужно заставлять, он максимально может проявить свою фантазию либо задействовать усложненный командный набор с тем, чтобы создать игровую ситуацию.

Таким образом, с программой Скретч возможно креативное программирование. Причем обучаемый и не замечает, что знакомится с программированием. Ребенок учится замечать собственные ошибки, исправлять их в программе. В тоже время Scratch способствует вырабатыванию усидчивости, терпения.

На главную страницу блога
Чат с менеджером