- Наши IT-площадки
По любым вопросам пишите и звоните:
Формирование самостоятельности детей – важный этап в развитии личности ребенка. Самостоятельность заключается в умении быть ответственным, принимать определенные решения и осознанно их выполнять, не привлекая маму с папой. Конечно, это понятие «самостоятельности» требует корректировки в зависимости от возраста ребенка.
Развитие самостоятельности у детей подчиняется определенным возрастным нормам. В зависимости от того, к какой возрастной категории относится ребенок, родители могут прививать ему самостоятельность с помощью различных поручений.
В этом возрасте ребенок уже может решать, что ему надеть. Не пресекайте инициативу малыша: именно сейчас формируется его первый взгляд на мир. Он начинает пытаться что-то делать самостоятельно и хочет понять, что ему нравится, а что не нравится. От того, что в образе ребенка не будут сочетаться цвета, ничего катастрофичного не случится, зато малыш будет понимать, что самостоятельно выбрал одежду, и вышел из дома в том, что захотел надеть.
Ребенок вполне может выбрать, какую книгу он хочет сегодня читать. Даже если эту книгу ему читают родители на ночь вслух. Малыш может указать вам на книжку, которую он хочет сегодня послушать.
Позвольте ребенку самостоятельно выбирать игрушки, которыми он хочет сегодня играть. Из всего обилия развлечений разрешите ему выбрать именно этого мишку, и пойти с ним на прогулку.
Дошкольники – уже более осознанные дети, которые слегка приспособились к этому миру. Родители могут развивать самостоятельность ребенка путем выбора ребенком образа в детский сад или другое дошкольное учреждение. Главное, зачем нужно следить – чтобы ребенок одевался по сезону, безопасно и прилично.
Малыш может навести порядок в собственной комнате. Важно, чтобы ребенок понимал: если он поиграл и разбросал игрушки, то его зона ответственности – собрать собственные игрушки, положить их на место.
Ребенок уже может решать, сколько еды ему достаточно положить в тарелку, голоден он или нет. Малыш в состоянии выбрать, с кем именно и когда он хочет играть, например, в детском саду или на прогулке во дворе.
Дошкольники имеют право принимать решение – посещать или отказаться от посещения общественного мероприятия, на которое его пригласили. Исключением, конечно, являются семейные праздники. Если ваш ребенок не хочет идти на какое-то детское мероприятие, спросите его, в чем дело: возможно, с воспитателем или другими детьми случился какой-то конфликт, о котором вы не знаете.
Этот вид самостоятельности ребенка дает ему больше возможностей: ребенок может самостоятельно принимать расширенный список решений, однако, и ответственности на школьнике больше.
Младшие школьники уже осознанно задумываются о своем стиле. Ребенок может самостоятельно выбирать, какую прическу он хочет носить – конечно, под аккуратным контролем родителей, и в соответствии с нормами учебного заведения.
В младшем школьном возрасте ребенок принимает первые финансовые решения: например, на что потратить карманные деньги, как распорядиться своими накоплениями.
Не стоит забывать и об учебных обязанностях ребенка: школьник младших классов самостоятельно выбирает время, когда нужно готовить домашнее задание, а также выбирает, как ему провести время после выполнения своих основных заданий (например, домашней работы или домашних обязанностей).
Кроме того, маленький член общества имеет право выбрать определенные секции, в которых он хочет заниматься (к примеру, если стоит выбор между футболом и хоккеем, и родители финансово могут обеспечить и тот, и другой кружок).
Развитие самостоятельности у детей в подростковом периоде направлено, в основном, на их собственную личность. К примеру, ребенок уже может самостоятельно ухаживать за собой: принят решение о частоте походов в душ в течение недели, аккуратно подстригать ногти, заниматься своим телом.
Кроме того, изменения касаются и социальной жизни. В пределах нормы и под внимательным взглядом родителей ребенок может выбирать компанию для прогулок, а также места, где они будут гулять с друзьями (например, городской парк в выходной день). В этом возрасте ребенка можно не бояться оставлять одного дома, предварительно объяснив ему правила поведения.
Уровень самостоятельности ребенка в этом возрасте позволяет ему выбрать время утреннего подъема (с условием планирования: ребенок должен успеть сделать все задачи). Подросток в состоянии постирать самостоятельно белье, убрать в квартире, а также принимать решения об изменениях во внешности, которые не касаются радикальных мер.
В 13-15 лет подросток самостоятельно выбирает путь и маршрут в точку прибытия – например, ему нужно отправиться в новую местность. Ребенок самостоятельно составляет маршрут, и прибегает к помощи родителей лишь в том случае, когда местность ему совершенно не знакома. А средство передвижения – к примеру, метро или автобус, подросток в состоянии выбрать сам. Ребенок может посещать кино и тематические мероприятия, где нужно расплачиваться за посещение, один или вместе с друзьями.
На этом этапе также доступна небольшая подработка, которая не мешает школьным занятиям ребенка. При самостоятельном зарабатывании денег происходит формирование финансовой грамотности, подросток учится, как распоряжаться заработанными деньгами. Это помогает контролировать ему свой бюджет, что, несомненно, пригодится ему во взрослой жизни, когда придется покинуть родительский дом.
Психологи утверждают: в любом возрасте важно положительное подкрепление правильных действий ребенка, проявления им самостоятельности. К примеру, если дошкольник или школьник увидел, что мусорное ведро наполнено, и самостоятельно вынес мусор, стоит поблагодарить его за инициативу.
Поощряйте ребенка, когда он хочет вам помочь и научиться чему-то новому – тогда маленький член общества поймет, что самостоятельность – важнейший социальный навык.
Формирование самостоятельности детей – длительный и системный процесс, который должен происходить постоянно. Советуем вам прислушаться к некоторым рекомендациям психологов, чтобы легко воспитать самостоятельность в ребенке!
Ребенку важно привить чувство чистоты, необходимости убрать мусор за собой. Если малыш пролил воду, разбросал игрушки или обувь, нет смысла ругать его за проступок. Лучше сразу показать, что нужно делать в такой ситуации, пригласить ребенка поучаствовать в уборке: «Помоги мне, пожалуйста, убрать игрушки». Со временем ребенок привыкнет, что за собой нужно убирать, и будет делать это без вашего участия.
Здесь важно сохранить положительный подход: понятно, что вы и сами можете убрать разбросанные игрушки, возможно, самостоятельно вы сделаете это даже быстрее. Но цель в том, чтобы научить ребенка создавать и поддерживать порядок вокруг себя.
Вам необходимо найти привычки ребенка, которые будут приносить пользу всей семье. Например, ваш малыш очень любит общаться с сестрой, рисовать или петь, обожает каждую неделю проводить уборку с отцом под музыку. Родительская роль – подкрепить это занятие, отметить, похвалить ребенка за то, что он делает. Он привыкнет, что еженедельная уборка – это приятная обязанность, а не тяжелый груз. Постепенно вы можете увеличивать количество дел в сфере ответственности ребенка, акцентируя внимание на том, что малыш очень помогает семье.
Помните, что главная ваша задача – формирование самостоятельности через желание ребенка помочь матери, отцу, или другому близкому родственнику малыша (в семейных отношениях). Домашние дела не должны становиться «скучной обязаловкой», от которой хочется скорее сбежать. Наоборот, домашние заботы обязаны приучить ребенка к пользе труда и ощущению ответственности за свой труд.
В более взрослом возрасте можно дать ребенку определенные обязанности по дому. На первом этапе объясните малышу его задачу в игровой форме, давайте мелкие поручения. С течением времени можно доверять ребенку больше дел: например, начать с заправления кровати, и обязательного мытья посуды после еды. Уже через некоторое время ребенок сможет самостоятельно убирать комнату.
Важно, чтобы правила быть устойчивыми, не менялись каждый день, иначе у ребенка не сформируется постоянная привычка.
Будьте терпеливее, если ребенок что-то сделал не так или забыл выполнить какую-то задачу. Непринужденно напомните утром малышу о том, что нужно почистить зубы: чистота – залог здоровья! Не нужно кричать на ребенка или акцентировать внимание на своем раздражении – это лишь вызовет страх малыша.
Создайте условия для формирования самостоятельности
В этот пункт входят как психологические моменты (терпение, умение спокойно все объяснить малышу, рассказать нюансы), так и бытовые особенности. Если хотите, чтобы ребенок самостоятельно вовремя вставал – купите ему будильник.
Уровень самостоятельности ребенка во многом зависит от окружающей обстановки: как можно поддерживать порядок на рабочем столе, если нет органайзера для хранения канцелярии? Дополнительной мотивацией для малыша станет самостоятельная организация пространства: позвольте ему выбрать будильник, календарь или другие необходимые вещи.
Некоторые родители настолько хотят оградить чадо от возможных сложностей, что не дают ребенку проявить самостоятельность даже в мелких вещах. Приходите на помощь ребенку, когда он об этом просит, дайте ему возможность самому разобраться в возникающих трудностях, прийти к собственному решению проблемы.
Положительное подкрепление – вот, что важно в деле воспитания самостоятельности у детей. Маленьким детям достаточно будет «одобрительного слова», а более взрослому ребенку, у которого появились материальные потребности, предложите небольшую подработку. К примеру, игра в «рабочий день» с родителями в течение нескольких недель поможет ребенку понять ценность денег. Во время этого периода чадо помогает каждому члену семьи с определенными задачами, по истечению срока получает настоящую зарплату и даже стимулирующие надбавки!
Научите ребенка составлять график на день, планировать свои занятия. Это формирует отличную дисциплину. Организовать свое время можно с помощью таблиц, обычного списка дел на день: список дел нужно обновлять каждый вечер. Вы научите ребенка распоряжаться своим временем и не тратить его просто так.
Родители – самый лучший пример
Помните, что чадо всегда берет пример со старших авторитетных товарищей – родителей. Поэтому если вы не умеете организовать свой рабочий день, и требуете этого от ребенка – будьте уверены, инициатива не пойдет на пользу. Ведь ребенок сначала смотрит на родителя, и в его голове возникает вопрос: «Почему мама не пишет список дел, а я должен писать?».
Формирование самостоятельности детей – многовекторная задача, которая требует грамотного и серьезного подхода. Однако, с соблюдением возрастных норм воспитания самостоятельности и рекомендаций психологов вам удастся избежать типичных родительских ошибок!
Развитие самостоятельности у детей будет более эффективным, если избегать стереотипных ошибок.
Во-первых, необходимо абсолютно спокойно подходить к формированию самостоятельности. Вы должны понять, что у ребенка не всегда и не все будет получаться, и в этом случае родительское плечо должно быть рядом, чтобы поддержать младшего члена семьи. Не стоит кричать или раздражаться!
Во-вторых, постоянный контроль выполнения ребенком дел принесет вам лишь вред. Некоторые родители очень любят вечно проверять, выполнил ли ребенок их задачу. Самостоятельность и заключается в том, что ребенок должен сам вспомнить о деле, которое ему поручено, и выполнить его!
Третья главная родительская ошибка – излишняя спешка. Не думайте, что за один раз ребенок запомнит свою новую обязанность по дому! Ему нужно, как минимум, несколько раз повторить и закрепить навык, чтобы затем самостоятельно, без напоминаний выполнять поставленную задачу.
Воспитание самостоятельности у детей – крайне серьезная родительская задача, потому что самостоятельность очень пригодится ребенку по жизни. Ему будет проще заводить новые контакты, ребенок станет уверенной и целеустремленной личностью с навыками самоконтроля и дисциплины. Родители уже на раннем этапе должны сформировать определенный уровень самостоятельности ребенка, чтобы в дальнейшем маленький член общества продолжал развивать у себя самостоятельность.
На главную страницу блога